В последнее время психологам чаще
приходиться сталкиваться с очень искаженным поведением детей. С одной стороны
скованность и недоразвитие речи. С другой - сильная агрессивность и
зашкаливающая демонстративность. Такой ребенок стесняется ответить на вопрос,
но при этом не боится кривляться перед чужими взрослыми. Ведут себя
неуправляемо, гипервозбудимы, невнимательны, модели плохого поведения их
притягивают как магнит, а взрослого они будто не слышат. Эти дети обожают
боевики и отказываются смотреть наши отечественные мультфильмы. Из-за их
эмоциональной неразвитости, от их понимания ускользает содержание наших
мультфильмов. Все эти дети с раннего возраста увлечены компьютером,
телевизором.
Негативное
влияние современных СМИ на развитие детей очевидны для специалистов.
Современное
искусство изменяет и деформирует психику ребенка, воздействуя на воображение,
давая новые установки и модели поведения. Из виртуального мира в детское
сознание врываются ложные и опасные ценности: культсилы, агрессии, грубого и
пошлого поведения, что приводит к гипервозбудимости детей.
В
западных мультфильмах происходит фиксация на агрессии. Многократное повторение
сцен садизма, когда герой мультфильма причиняет кому-то боль, вызывает у детей
фиксацию на агрессии и способствует выработке соответствующих моделей
поведения.
Дети
повторяют то, что видят на экранах, это следствие идентификации. Идентифицируя
себя с существом, отклоняющееся поведение, которого никак на экране не
наказывается и даже не порицается, дети ему подражают и усваивают его
агрессивные модели поведения. Альберт Бандура еще в 1970 году говорил о том,
что одна телевизионная модель может стать предметом подражания для миллионов.
Убивая,
в компьютерных играх, дети испытывают чувство удовлетворения, мысленно
преступая моральные нормы. В виртуальной действительности отсутствует масштаб
человеческих чувств: убивая и подавляя ребенок не переживает обычных
человеческих эмоций: боли, сочувствия, сопереживания. Наоборот, привычные
чувства здесь искажены, вместо них ребенок получает удовольствие от удара и
оскорбления и собственной вседозволенности.
Агрессия
в мультфильмах сопровождается красивыми, яркими картинками. Герои красиво
одеты, или находятся в красивом помещении или просто рисуется красивая сцена,
которая сопровождается убийством, дракой, и другими агрессивными моделями
поведения, это делается для того чтобы мультфильм притягивал. Т.к. если на
основе уже имеющихся представлений о красоте вливать картинки садизма, то этим
самым размываются уже сложившиеся представления. Таким образом, формируется
эстетическое восприятие, новая культура человека. И эти мультфильмы и фильмы
детям уже хочется смотреть, и они уже ими воспринимаются как норма. Дети к ним
тянутся, и не понимают, почему взрослые с традиционными представлениями о
красоте, о норме не хотят их им показывать.
Часто
персонажи западных мультфильмов уродливы и внешне отвратительны. Для чего это
нужно? Дело в том, что ребенок идентифицирует себя не только с поведением
персонажа. Механизмы имитации у детей рефлекторные и такие тонкие, что
позволяют улавливать малейшие эмоциональные изменения, мельчайшие мимические
гримасы. Чудища злобные, тупые, безумные. И идентифицирует себя с таким
персонажами, дети соотносят свои ощущения с выражением их лиц. И начинают вести
соответствующим образом: невозможно перенять злобную мимику и оставаться в душе
добряком, перенять бессмысленный оскал и стремиться «грызть гранит науки», как
в передаче «Улица Сезам»
Атмосфера
видеорынка пронизана убийцами, насильниками, колдунами, и прочими персонажами,
общение с которыми никогда не выбрали бы в реальной жизни. А дети все это видят
на экранах телевизора. У детей подсознание еще не защищено здравым смыслом и
жизненным опытом, позволяющим отграничить реальное и условное. У ребенка все
увиденное – реальность, запечатлевающая на всю жизнь. Экран телевизора c
насилием мира взрослых заменил бабушек и мам, чтение, приобщение к подлинной
культуре. Отсюда рост эмоциональных и психических расстройств, депрессий,
подростковых самоубийств, немотивированной жестокости у детей.
Главная
опасность телевизора связана с подавлением воли и сознания, аналогично тем, что
достигается наркотиками. Американский психолог А.Мори пишет, что продолжительное
созерцание материала, утомляя зрение, производит гипнотическое оцепенение, что
сопровождается ослаблением воли и внимания. При определенной длительности
воздействия световые вспышки, мерцание и определенный ритм начинают
взаимодействовать с мозговыми альфа-ритмами, от которых зависит способность
концентрации внимания, и дезорганизуют мозговую ритмику и развивается синдром
нарушения внимания с гиперактивностью.
Поток
зрительной и слуховой информации, не требующий сосредоточенности и умственных
усилий, воспринимается пассивно. Это со временем переносится на реальную жизнь,
и ребенок начинает ее воспринимать так же. И уже сосредоточиться над
выполнением задания, сделать умственное или волевое усилие, все труднее.
Ребенок привыкает делать только то, что не требует усилия. Ребенок с трудом
включается на уроках, с трудом воспринимает учебную информацию. А без активной
умственной деятельности не идет развитие нервных связей, памяти, ассоциаций.
Компьютер
и телевизор отбирает у детей их детство. Вместо активных игр, переживаний
настоящих эмоций и чувств и общения со сверстниками и родителями, познания
самого себя через окружающий живой мир, дети часами, а бывает, и днями, и
ночами просиживают у телевизора и компьютера, лишая себя той возможности
развития, что дается человеку только в детстве.
Далее,
хочу вам предложить для внимания рекомендации детских невропатологов и
психологов по сохранению психосоматического здоровья детей.
-Детям
до трех лет телевизор смотреть не следует. Если ребенок перенес перинатальную
энцефалопатию, или у него судороги на повышенную температуру, или у него
черепно-мозговая травма, менингит, повышенная возбудимость, плохой сон, ранний
отказ от дневного сна, заикание, тики то и до 5-6 лет телевизор смотреть не
следует;
- здоровые дети 3-4 лет проводить у телевизора могут
15 мин;
- 5-6летние дети 30 мин.;
- младшие школьники 1- 1,5 часа 2-3 раза в неделю.
Виртуальные
образы привлекают и создают психологическую зависимость, прежде всего потому,
что стимулируют перевозбуждение нервной системы и дисгармонию мозговых ритмов,
происходящих благодаря скорости, яркости, эффекту «мелькания». Поэтому
необходимо сначала взрослым самим просмотреть мультфильмы и фильмы, которые
хотят показать детям, обращая внимание на то, не вызовут ли они перевозбуждение
нервной системы.
До
7 лет у детского сознания нет защитного барьера от виртуальной агрессии, только
после 12-ти лет дети учатся разделять виртуальную и действительную реальность.
Поэтому не оставляйте вашего ребенка один на один с телевизором, компьютером.
Сам он защитится перед виртуальной агрессией, не сможет.
Учитывайте
факторы вредного физиологического воздействия электромагнитного излучения при
работе ребенка с компьютером:
· повышенная утомляемость, раздражительность, истощаемость нервной системы;
· расстройство сна, нарушение памяти и внимания;
· рост аллергических реакций организма;
· изменение в костно - мышечной системе;
· специфические боли в запястье и пальцах при работе за клавиатурой;
· развитие близорукости.
На сегодняшний день, только мы с вами, дорогие родители, можем защитить наших детей от того насилия, от той деструктивной и хаотической энергии, которая врывается в нашу жизнь и сохранить наших детей здоровыми с желанием жить и любить этот мир!